ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КАДЕТСТВА. 1943-1991 20.03.2019

Автором идеи создания суворовских училищ является известный русский, советский военный деятель, генерал Алексей Алексеевич Игнатьев. В 1894 г. окончил Владимирский Киевский кадетский корпус, переведён в специальные классы Пажеского Его Величества корпуса. В 1896 г. окончил Пажеский Его Величества корпус и выпущен в Кавалергардский Ея Величества полк.

Старший редактор Воениздата НКО генерал-майор Игнатьев А.А. написал письмо Народному Комиссару Обороны Маршалу Советского Союза Сталину И.В. «О создании кадетских корпусов», в котором подробно изложил свои предложения. За идею создания суворовских военных училищ генерал-майору Игнатьеву А.А. было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.

Постановление от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…»

1 сентября 1943 г. девять первых из них (Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское, Воронежское, Харьковское, Курское, Орловское, Калининское и Ставропольское) начали обучение и воспитание первых 4500 суворовцев.

Краснодарское суворовское военное училище

В СВУ приему в первую очередь подлежали беспризорники и воспитанники детских домов Сталинграда, «сыны полков» и юные партизаны, уже опаленные огнем боев. Ребят для поступления в училище привозили из горящих разбитых городов и деревень, с дорог, забитых беженцами и военной техникой, из партизанских отрядов и даже с фронтов.

Суворовские училища размещались в городах, в которых до 1917 г. располагались кадетские корпуса. Соответственно были определены и названия суворовских училищ.

Суворовская военная школа — национальное достояние России. Ее особая жизненная сила заключается в том, что она принадлежит истории нашего Отечества и одновременно активно применяется в сегодняшней теории и практике. Суворовские идеи, постулаты и принципы отражены во многих положениях нынешней Военной доктрины России, в программах и планах военного строительства, в современных уставах и наставлениях, в повседневной подготовке офицерских кадров, практике обучения и воспитания войск.

Сегодня мыслить и действовать по-суворовски — значит осваивать предшествующий опыт, извлекать из него уроки, на этой основе находить оптимальные решения сегодняшних проблем и успешно выполнять их в новых условиях. Востребованность суворовского научного метода, его школы обусловлена необходимостью эффективно решать сложнейшие задачи военной реформы, преобразования Вооруженных Сил при опоре на качественные показатели состава, структуры, оснащения и обеспечения войск и сил, их подготовки и боевого применения. Первостепенную значимость приобретает духовный потенциал, соединенный с высоким профессионализмом.

Суворовский гений придал сформулированным полководцем принципам и требованиям обучения и воспитания живой, созидательный, творческий дух. Они освещены ясным пониманием русского народного характера, четкими и твердыми представлениями о добре и зле, о доблести и славе, о стойкости и мужестве, о чести, достоинстве, верности долгу, преданности Отечеству, как главных добродетелях человека.

В этой связи одним из убедительных проявлений актуальности суворовской военной школы служит реализация ее сути и духа, ее методологии и традиций в системе кадетского образования и воспитания, воссозданной в 1943 году.

Сегодня эта система служит решению задач модернизации отечественного образования, формирования патриотического сознания молодежи, упрочения нравственных основ ее активной жизненной позиции. До дезинтеграции СССР она включала в себя сеть суворовских военных училищ, нахимовское военно-морское училище, суворовское военно-музыкальное училище. Все эти образовательные учреждения были государственными военно-учебными — и по организации учебно-воспитательного процесса, укладу и образу жизни были максимально близки к «старым», как устанавливалось в 1943 году, дореволюционным кадетским корпусам. Их целью, при реализации общеобразовательной программы среднего (полного) образования и программ военной подготовки, разработанных Министерством обороны, оставалась подготовка юношей к военной службе, дальнейшему обучению воинским специальностям, получению в будущем офицерского звания. Возглавляли училища, исполняли должности командиров учебных подразделений, воспитателей и преподавателей кадровые офицеры армии и флота. В этом контексте воплощались в жизнь основные положения и принципы суворовской военной школы.

Сегодня в Российской Федерации есть суворовские военные училища, которые продолжают славные традиции: Московское, Горьковское, Тверское, Калининское, Казанское, Курское, Уссурийское.

Источник: http://cadethistory.ru/