Интервью: "Говорят ветераны педагогического труда" 26.02.2022

Интервью с Дождёвой Галиной Васильевной

Какой ВУЗ вы оканчивали и по какой специальности?

- Я закончила Московский Государственный институт имени Ленина в 1986 году по специальности учитель истории и обществоведения.

Почему вы выбрали именно эту специальность? Чем она вас привлекла?

Я выросла в учительской семье. Мама была учителем, директором школы и учителем русского языка и литературы. Поэтому с трех лет я постоянно присутствовала в школе и видела всю профессию изнутри. Когда я училась в школе, у меня не было вопросов какую профессию выбрать. Я знала, что я выбираю профессию учителя потому, что ничего другого мне не представлялось в будущем, что я буду идти тем же путем, что и мама.

Вам нравится ваша профессия?

Конечно нравится! Иначе я не работала бы так долго здесь. Все время работы в школе я работала с удовольствием.

В каком году и откуда вы приехали в Зеленоград?

В Зеленоград я приехала в 1965 году, а жили мы в Солнечногорском районе в деревне Редино. Отцу дали квартиру, мама нашла работу в школе №4, после этого мы и переехали в Зеленоград. С 1965 года я - постоянный житель этого города.

Каким был наш город, когда вы сюда приехали? Чем он вас поразил?

Я была еще маленькой. Это был город постоянно строящийся, все время меняющийся, что мы видим и по сей день. На моих глазах очень много поменялось в том же 8 районе, куда мы переехали, там строились дома, были огорожены стройплощадки, постелены доски, чтобы можно было пройти через грязь. Потом строительные виды менялись и вырастали новые дома в основном пятиэтажные, появлялись магазин. Было очень интересно и радостно от того, что появляются новые здания, магазины, люди. Появлялись новые знакомые, которые въезжали в эти квартиры, появлялись детские сады, потому что я сама была все время в детском саду. Поэтому все было очень интересно и то что этот город постоянно был строящимся, он таким и остался в памяти и до сих пор я его таким воспринимаю, таким растущим городом, все время в движении, все время в строительстве, везде что-то новое.

С какого года вы начали работу в образовательных организациях Зеленограда?

В 1979 году я окончила 10 класс и сразу устроилась на работу пионер-вожатой в школу, в которой я училась. Моя биография началась очень рано, и вот с 16 лет я работаю.

Какой номер был у этой школы?

Это была школа №897, сейчас эта школа влилась в состав школы №1528, она находится в старом 8 микрорайоне. В этой школе я училась и там же начала свою работу.

Какие сложности возникали в начале вашей карьеры и как вы с ними справлялись?

Во-первых, наверное, сложности возрастные, потому что я пришла девочкой совсем молодой и нужно было устанавливать контакт с преподавателями достаточно опытными и взрослыми, которые учили тебя. Сначала это был некий барьер, даже для меня ребенка, выросшего в учительской семье, учителя были некие небожители, которые ведут совершенно другую жизнь, поэтому тут нужно было влиться в коллектив. Во-вторых, я не скажу, что это была сложность, но установление других отношений с теми знакомыми и ребятами, с которыми ты растешь во дворе. Теперь ты не просто подруга, а теперь еще и какой-то небольшой начальник над ними, и они должны тебя слушаться. Поэтому тут нужно было проявлять чудеса психологии, мастерства общения, для того чтобы выстроить все эти отношения. Еще была трудность в том, что училась на вечернем отделении и нужно было успевать готовиться в институт и работать. А это не очень просто в плане работы в образовании. Тем не менее, нужно было это преодолевать.

Как развивалась ваша карьера?

Пока я училась, работала пионер-вожатой. Потом я стала преподавать в начальных классах, мне дали класс очень ответственный, в этом классе несколько раз менялись учителя, поэтому нужно было суметь заставить ребят учиться, потому что были всякие ученики. Я стала работать в 3 классе в начальной школе и вместе с этим классом я перешла на должность учителя истории и дальше уже работала учителем истории и обществоведения до тех пор, пока не перешла в школу №1739. Здесь проработала год учителем и в 1994 году перешла на должность заместителя директора, затем завуча.

Как вы вдохновляли своих учеников на изучение ваших предметов?

Не знаю, мне было интересно работать, я очень любила вести уроки истории, это же уроки жизни, это жизненный опыт. Поэтому он пускай какой-то небольшой, но опыт есть не только у взрослого человека, но и у ученика. Даже если он интересуется, слушает новости и еще что-то. Поэтому я любила вести урок в диалоге, то есть не только я что-то им вещаю, но на какие-то вопросы они вполне могли дать ответ. Если проводить какую-то аналитику в истории, то это же очень интересно: почему совершается то или иное событие, что повлияло на то, чтобы принять такое решение. Вот мы в таком диалоге пытались прийти к мысли, почему было принято такое решение и произошли такие события, почему именно по этому пути пошла история.

Какие мероприятия нашей школы, связанные с изучением нашей Крюковской земли, запомнились вам больше всего и почему?

Если говорить о нашей школе 1739 (1194), это конечно музейные уроки, которые проводит Наталия Николаевна. Потому что это человек, который живет музейным делом, ей это очень интересно, она очень мудро и грамотно проводит все эти уроки и с большим желанием. Она находит интересный материал для того, чтобы привить ребятам интерес и расширить их кругозор. Поэтому у нас такой живой музей и вот эти уроки, встречи с ветеранами интересны не только для ребят нашей школы, но и вообще для жителей нашего микрорайона. Это совершенно блестяще!

Какие на ваш взгляд были ученики советской школы, в чем различие и сходство с нами?

Советские ученики были на мой взгляд более ответственными и самостоятельными. Многим приходилось учиться не потому, что их заставляли, а потому, что они знали, что в жизни им будет это нужно, что образование необходимо для дальнейшей карьеры. Не для всех в семье тогда были созданы условия, чтобы только учиться. Кто-то ведь в старших классах шел подрабатывать потому, что семье было это необходимо. Кто-то оставался в семье за старшего, потому что мама и папа должны были зарабатывать деньги на учебу. Поэтому они были какие-то более взрослые, мне так кажется. Сейчас не скажу что все, но некоторые ребята очень занянченные ученики и родители не разрешают им делать многого из того, что нужно бы уметь делать ребенку в плане самообслуживания и отношения к урокам, привития отношения к учителю как к человеку, который должен в школе учить ребенка. Любой ученик должен прийти в школу с пониманием того, что учитель - это тот человек, который несет свет знаний, а не тот, который наводит порядок, призывает к дисциплине. Дисциплину на уроке, вообще-то должны осознанно обеспечивать ребята, учитель должен основное время тратить на преподавание предмета, а не на наведение порядка на уроке. Мне кажется, что сейчас этого не хватает и современным родителям и современным детям: осознанного, уважительного отношения к учителям.

Что бы вы хотели пожелать молодым педагогам нашего округа?

- Хотела бы пожелать, чтобы они работали с интересом, причем не ждали, что кто-то им скажет как этот интерес привить детям, а чтобы они находили свои «изюминки» и свои подходы к ребятам; не боялись пробовать; не боялись творить и работали с удовольствием, чтобы и у них, и у детей был интерес и взаимопонимание.